ТВЁРДОТОПЛИВНАЯ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ РСМ-52В «БАРК» (SS-N-20)

с топливом ТТФ-56/3 на второй и третьей ступенях
(завершена наземная отработка в 1991 г.)

ТВЁРДОТОПЛИВНАЯ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ РСМ-52В «БАРК»

    Дальнейшее совершенствование РДТТ в восьмидесятых годах (для новых разработок) основывалось на применении вновь разработанных высокоэнергетических топлив, содержащих высокочувствительные компоненты и взрывчатые вещества. В частности топлива с гидридом алюминия и активным связующим обладают в настоящее время наиболее высокими энергетическими показателями из числа всех разработанных СРТТ в нашей стране и за рубежом. Топливо ТТФ-56/3 с гидридом алюминия прошло экспериментальную проверку в натурных зарядах при стендовых и летных испытаниях РДТТ второй и третьей ступеней ракеты РСМ-52В.

    Необходимость обеспечения равномерного по окружности потока продуктов сгорания на входе в сопло (из-за применения разгораемых вкладышей критического сечения) и новые требования к конструкции заряда и технологии его изготовления (предпочтительность распрессовки за один технологический приём из-за повышенной чувствительности к механическим воздействиям данного типа топлив по сравнению с топливами на основе БК) потребовали новых конструктивных решений по облику маршевых зарядов.

    Оригинальным конструкторским решением явилось использование части открытой торцевой поверхности заряда, прилегающей к корпусу, для формирования начальной поверхности горения канального заряда. Специальное оформление законцовки укороченной манжеты позволило герметизировать заманжетное пространство при формовании заряда, надёжно скреплять законцовку с торцем и обеспечивать торцевую разгрузку при работе РДТТ.

    Экспериментальная отработка таких схем для РДТТ всех трёх ступеней ракеты 3М-91 подтвердила работоспособность конструкций зарядов при реализованных в них коэффициентах объемного заполнения РДТТ топливом 0,92; 0,95; 0,97 соответственно.


БРПЛ 3М-91 (РСМ-52В) «Барк»

с топливом Опал-МС-IIМ на I,II,III-ей ступенях
(завершена наземная отработка – 1996 г.)

    Конструктивные схемы таких зарядов позволили максимально упростить технологическую оснастку, снизить требования к механическим характеристикам топлив и реализовать все необходимые характеристики маршевых двигателей. Стабильность характеристик воспламенения зарядов реализована не хуже,чем на двигателях с традиционными конструкциями зарядов.

    Характерной особенностью отработки РДТТ с большими коэффициентами объёмного заполнения топлива стала разработка, развитие и широкое практическое применение методологии предельных, запредельных, ресурсных и форсированных прочностных испытаний зарядов и двигателей.

    Научно-технический уровень разработанных зарядов для двигателей I, II и III ступеней ракеты 3М-91 не уступал, а во многом и превосходил лучшие зарубежные аналоги. В 1992 г. был завершён полный цикл наземных испытаний, но после распада СССР (из-за утраты уникального производства) топливо с гидридом алюминия ТТФ-56/3 на второй и третьей ступенях было заменено на топливо ОПАЛ-МС IIМ.. Все двигатели были унифицированы по химическому составу и характеристикам с топливом первой ступени.

    В 1997 г. после трёх неудачных пусков ракеты, (не по вине маршевых зарядов) работы по этой ракете были закрыты.

    Ракета 3М-91 оснащалась десятью боевыми блоками, имела повышенную дальность стрельбы и превосходила американскую ракету «Трайдент-2» как по боевым свойствам,так и по техническому уровню (энергомассовому совершенству). С октогеновым топливом эта ракета при межконтинентальной дальности стрельбы оснащалась восмью боевыми блоками.




Лучше всего просматривать в Internet Explorer 5.xx, 1024x768 и выше.