ПЕРВАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ МЕЖКОНТИНЕТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА РТ-2

ПЕРВАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ МЕЖКОНТИНЕТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА РТ-2 (SS-13, Savage)

Стартовая масса – 51 т, дальность – 9400 км.
(сдана на вооружение в 1968 г.)

    Разработка трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2 была начата ОКБ-1 под руководством легендарного Главного Конструктора С.П. Королева в соответствии с Постановлением Правительства от 4 апреля 1961 года.

    Наиболее сложным для отечественной науки и промышленности были проблемы создания высокоэнергетического и высокоэластичного смесевого ракетного твёрдого топлива (СТТ) и крупногабаритных топливных зарядов, формуемых непосредственно в корпус двигателя и прочно скрепленных с его стенками.

    К 1965 г. Люберецкий НИХТИ разработал СРТТ со связующим на основе низкомолекулярного полибутадиена. Заряд из этого топлива из-за низкой эластичности мог быть выполнен только вкладным, поэтому разработка этого топлива была прекращена на этапе стендовых испытаний. Разработанные ГИПХ (на основе полиуретана) и НИИ полимерных материалов (на основе полифурита) топлива не обладали требуемой эластичностью, но позволяли провести стендовую отработку всех трёх ступеней ракеты.

    К середине 1965 г. Алтайским НИИ химической технологии (в настоящее время - ФНПЦ «Алтай») решена крупнейшая научно-техническая задача – впервые в СССР было разработано высокоэнергетическое СРТТ на основе связующего бутилкаучука. Это топливо позволило создавать эффективные и надежные твердотопливные двигатели со скрепленным зарядом, и именно оно было принято в качестве окончательного варианта для первой и второй ступеней ракеты РТ-2 . Конструкции зарядов выполнены в виде канально-щелевых моноблоков в корпусах с отъёмными днищами.

    Первый успешный пуск первой советской твердотопливной МБР РТ-2 проведен 26 февраля 1966 года. В октябре 1968 г. программа лётных испытаний завершилась.

    8 декабря 1968 г. первый отечественный комплекс с межконтинентальными баллистическими ракетами на твердом топливе РТ-2 c зарядами РДТТ первой и второй ступеней разработки ФНПЦ «Алтай» был принят на вооружение.


ТВЁРДОТОПЛИВНАЯ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА РТ-2П (SS-13, Savage)

Стартовая масса 51 т, дальность 9800 км
(сдана на вооружение - 1972 г.)

    Решение о создании модернизированной ракеты РТ-2П, оснащенной комплексом средств преодоления ПРО противника, было принято Постановлением Правительства от 18 декабря 1968 г. в связи с разработкой Соединенными Штатами системы противоракетной обороны и с целью улучшения тактико-технических характеристик ракеты РТ-2. Научное руководство проектом осуществлял главный конструктор ЦКБЭМ В.П. Мишин. Впоследствии работы по модернизации были переданы в ЦКБ-7 (главный конструктор П. А. Тюрин).

    Заряды всех трёх маршевых ступеней были разработаны ФНПЦ «Алтай». Топливо двигателя третьей ступени на основе полифурита разработки НИИ полимерных материалов было заменено топливом на основе бутилкаучука, что давало возможность увеличить срок их хранения. При этом стартовая масса ракеты не изменилась и составила 51 т.

    Благодаря повышению энергетических характеристик твердого топлива на второй и третьей ступенях ракеты её дальность увеличилась на 400 км.

    Первый испытательный пуск РТ-2 состоялся 18 января 1970 года на 53-м НИИП (Плесецк). 28 декабря 1972 года МБР РТ-2П была принята на вооружение и заменила РТ-2. С момента принятия на вооружение и до 1987 г. включительно ракеты проходили послегарантийную эксплуатацию по различным исследовательским программам Министерства обороны СССР. Программы завершались исследовательскими пусками с полигона Плесецк, Пуски неизменно подтверждали высокую надежность ракеты, в том числе и при сроках эксплуатации от 15 до17 лет (первоначально гарантийный срок эксплуатации ракеты был определен в семь лет). Твердотопливные двигатели сохранили работоспособность и после 18,5 лет эксплуатации.

    Всего за период испытательных и учебно-боевых пусков по 1994 год включительно было запущено на промежуточные и полные дальности около 100 ракет. Ликвидация двигателей всех ступеней проведена методом огневых стендовых испытаний. Отказов на этих испытаниях не было.

    РТ-2 и РТ-2П – первые серийные МБР на твёрдом топливе положили начало более совершенным твёрдотопливным баллистическим ракетам морского и наземного базирования - «Пионер», «Тополь», «Тополь-М», «Тайфун», «Молодец».




Лучше всего просматривать в Internet Explorer 5.xx, 1024x768 и выше.